Блог Артура Белостоцкого

Работа с авторами: правки против замечаний

Я работаю редактором чуть меньше года и всё это время работал с собственным текстом. Максимум — редактировал интервью. Последние три месяца я почти не пишу сам, но много редактирую текст коллег. Вот что я понял за эти три месяца.

Переписывать проще, чем писать свое

Когда открываешь чужой текст, глаза сразу видят проблемы, а руки — тянутся переписывать и переставлять местами куски текста. Ты всё переписываешь, а потом отдаешь текст автору — мол, нажми теперь везде на галочку и посмотри, как хорошо стало:

Первый месяц я делал именно так, пока не понял, что у этого подхода два слабых места.

Автор грустит. В Модульбанке мы пишем о непростых финансовых и банковских штуках. Чтобы во всём этом разобраться, нужно перелопатить кучу информации, проверить факты и уложить знания у себя в голове. После этого нужно абстрагироваться от всего, что ты узнал, и написать текст так, чтобы неподготовленный читатель всё понял. Это требует времени и изрядных мозговых усилий — даже если текст короткий.

Если я сходу начинаю переписывать текст автора, я обесцениваю его труд.

Автор не растет. Кажется, если ты перепишешь текст и покажешь автору, он сразу поймет принцип и уже не повторит ошибку в следующем тексте. На самом деле нет. Если у автора много работы и нет времени разбираться, он просто молча нажмет галку в гугл-доке и пойдет писать следующий текст. И в следующем тексте сделает те же ошибки. Принцип помогает автору не повторять старых и не делать новых ошибок — потому что из одного принципа можно вывести еще пачку принципов.

Теперь я стараюсь как можно меньше переписывать и учусь давать качественные замечания:

Давать замечания сложнее, чем переписывать

Каждый раз, когда я пишу комментарии к тексту, я чувствую, как скрипит и перегревается мозг. Чаще всего бывает так: я читаю текст, вижу проблему, но не могу понять, что именно не так. Я могу запросто переписать, чтобы стало хорошо, а вот объяснить, в чем ошибка — нет.

И вот здесь начинается самое интересное: я описываю проблему, предлагаю решение и формулирую правило, которое поможет автору не повторять ошибку. Когда получается, чувствую себя молодцом и хожу гоголем.

К счастью, самые распространенные ошибки уже описали до меня. Когда не могу придумать или вспомнить правило, иду в справочник Главреда и перечитываю редполитику Модульбанка.

Ничего не менять в тексте руками — сложно, но полезно: учишься объяснять ошибки и помогаешь авторам расти. Ну и сам что-то начинаешь понимать, пока объясняешь.

Сейчас у меня новый эксперимент: договорились с коллегой, что я проверяю её текст не больше двух раз. По замыслу, это поможет ей внимательнее работать над текстом. Это я у Люды Сарычевой подсмотрел.

А какие у вас принципы работы с авторами? Поделитесь в комментариях.

12 сентября   профессия   редактура

Подкасты для редакторов

Я фанат подкастов: слушаю их, когда готовлю завтрак, мою посуду и просто так. Есть в них какая-то ламповость — я включаю подкасты на телефоне и представляю, что это маленький радиоприемник. Собрал подкасты, которые будут полезны писателям и редакторам. Почти все подкасты — англоязычные, сорян.

Longform Podcast

Подкаст команды сайта Longform.org. Ведущие подкаста раз в неделю встречаются с писателями нон-фикшн и журналистами, чтобы поговорить об их работе. У ребят получаются глубокие и интересные интервью.

Выпуск на пробу: Интервью с Карлом Циммером из Нью-Йорк Таймс


Write with Impact

Подкаст Гленна Лейбовица, редактора из Маккинси Куотерли. Здесь тоже интервью с писателями, но с уклоном в бизнес: как привлекать клиентов через блог, как издать книгу и так далее.

Выпуск на пробу: Брайан Кларк о том, как превратить контент в продукт


High Income Business Writing

Подкаст Эда Гандиа, коммерческого писателя и соавтора книги «Успешный фрилансер». Здесь все про писательский бизнес: Эд и его гости рассказывают, как находить клиентов, продвигать свои услуги и даже считать налоги. Некоторые советы заточены под американский рынок, но могут подсказать интересные идеи.

Выпуск на пробу: Интервью с Марком Макгинессом о продуктивности для творческих людей


Unemployable

Подкаст Брайана Кларка, основателя компании Rainmaker. Гости подкаста рассказывают, как они делают свой бизнес и обсуждают конкретные проблемы: где брать идеи, как работать с клиентами, как проводить интервью и вести блог.

Выпуск на пробу: «Кради как предприниматель» с Остином Клеоном


Work In Progress

Подкаст команды сервиса Slack о работе, как источнике смысла и интереса к жизни. Гости подкаста рассказывают, как они искали себя в профессии и чему научились по пути.

Выпуск на пробу: Как специалист по военным преступлениям стала стендап-комиком


Вебсарафан

Подкаст Таисии Кудашкиной о бизнесе. Таисия въедливо и методично расспрашивает гостей подкаста о том, как они строят свое дело и делает выжимку интервью для подписчиков. Самый въедливый интервьюер рунета в моем личном рейтинге. Редактору подкаст поможет лучше понимать, что в голове у клиентов.

Выпуск на пробу: Максим Ильяхов о работе редактора


СММ без котиков

Подкаст Эльнары Петровой о продвижении бизнеса в соцсетях. Редакторам полезно, чтобы понимать, как продвигать контент.

Выпуск на пробу: Михаил Кафанов рассказывает, как продвигать каналы в Телеграме


Так получилось, что большая часть подкастов на английском языке. Если знаете полезные подкасты на русском, присылайте их в комментарии к посту на Фейсбуке.

Сварил овсянку

У меня нет лайфлиста, как у некоторых модных ребят. Но я всегда обращаю внимание, когда делаю что-то в первый раз. А теперь еще и записываю.

Сегодня первый раз в жизни сварил овсянку. Не самое любимое блюдо, но если добавить корицы, то нормуль.

Красивая обработанная фоточка:

Рецепт давать не буду — сами разберетесь.
Вместо этого пара ссылок на лайфлисты ребят, которых я читаю:
Сергей Капличный
Ваня Сурвилло

P.S. Пробовал написать заметку с телефона. Пока переключался между вкладками, Хром перезагружал страницу, и текст пропадал. Плюнул и написал с ноутбука.

Поднимать планку постепенно

В ноябре я ушел в свободное плавание, чтобы стать редактором. Прошло почти три месяца, но похвастаться пока нечем. Думал, когда уволюсь, у меня сразу же высвободятся гигаватты творческой энергии, я буду делать интересные проекты и рассказывать о них в блоге.

На самом деле, я пока не довел до конца ни один проект, да и в блог написал только одну короткую заметку. Я с трудом заставляю себя делать рабочие задачи, а мысль написать пост вызывает чувство тоски и бессилия.

Думаю, дело в слишком высокой планке.

Максим Ильяхов учит, что редактор не только пишет текст, но отвечает за продукт — продумывает дизайн, подбирает иллюстрации, управляет разработчиками. Быть редактором — все равно, что капитаном корабля: сложно, интересно и почетно.

Проблема в том, что редактор — это последняя ступень эволюции в профессии. Для начала надо научиться хорошо и много писать, стать хорошим автором. А для этого надо (сюрприз) много писать и стараться делать это как можно лучше.

Я назвал себя редактором, хотя на самом деле еще и писать толком не научился. Я долго вникаю в тему и медленно пишу. У меня пока еще нет навыка излагать мысли письменно. При этом я ожидаю от себя результатов, как от настоящего редактора.

Когда завышенные ожидания встречаются с реальностью, это приводит к разочарованию, тупнякам и недовольству клиентов:

  • Появилась мысль для поста в блог — я начинаю думать, как разбить статью на модули и проиллюстрировать, какую пользу она принесет читателям. Пока я об этом думаю, задача кажется все более сложной, а идея перестает казаться такой уж интересной. Проходит неделя, поста нет.
  • Попросили написать текст на сайт — я взял на себя не только текст, но и разработку сайта. Текст пишу уже месяц, дизайнер сбежал, а клиент вот-вот отвезет меня в лес.

Я все еще хочу быть редактором, поэтому с сегодняшнего дня сознательно понижаю планку. Беру задачи, в которых чувствую себя уверенно, и делаю их до тех пор, пока не станет совсем скучно. Стало скучно — беру более сложные.

А чтобы научиться писать много и хорошо, буду писать в блог меньше, но чаще. Пару раз в неделю буду писать о том, что меня интересует и беспокоит. Скорее всего, эти посты мало кому будут полезны: в них не будет советов, упоротых иллюстраций и шпаргалок. Но я постараюсь писать как можно лучше.

Если вы подписались на мой блог ради полезных постов — сорян, не все сразу.

Завтра — дороже

Я адов прокрастинатор. Если есть хоть какая-то возможность отложить что-то на попозже, я это обязательно сделаю. Из-за этого раз в месяц у меня появляется куча несделанных дел и гора немытой посуды. От нищеты и разрухи спасает одно правило:

Завтра — дороже

Если надо сделать какое-то неприятное дело, а время терпит, лучше сделать сразу.
Во-первых, завтра может случиться все что угодно:

  • отключат свет, газ и воду;
  • появится срочная задача;
  • поднимется температура;
  • будет ну вообще неохота.

Во-вторых, завтра придут новые неприятные дела. Коты разбросают шерсть, грязной посуды станет больше, клиент позвонит и спросит, как дела.

Лучше подстраховаться и сделать сразу, как только вспомнил о задаче.

  • Поел — помыл посуду.
  • Заварил чайку — убрал заварку на место.
  • Вспомнил, что надо написать клиенту — написал.
  • Упал — отжался.

Потому что хрен его знает, что будет завтра.

Как написать полезное объявление

Две недели назад у входа в подъезд повесили объявление:

Каждый день я ворчал: «Ну кто так пишет?». Потом подумал: ты ж редактор, епта, — возьми и перепиши, раз такой умный. Оказалось, все не так просто. Я переписывал объявление три часа. Составил шпаргалку, чтобы в следующий раз было проще.

Разберемся, что здесь не так

А еще форма текста напоминает керосиновую лампу — прищурьтесь

Бессмысленный заголовок. Хороший заголовок привлекает внимание и подсказывает, о чем пойдет речь в тексте. Это особенно важно, когда мы имеем дело с неподготовленным читателем, который не собирался читать наш текст. Чтобы привлечь внимание и сэкономить время читателя, вынесем в заголовок главное — что и когда произойдет:

Каша из повторов. Важно рассказать, как долго не будет света. Тут все непросто: в оба дня свет отключат на пять минут, а 22 сентября — еще и на час. Сейчас даты дублируются друг под другом, читать их сложно. Объединим их в одном абзаце и вынесем в начало текста:

Неубедительные извинения. «Приносим извинения за неудобства» — это отстой. Когда отключают свет — это не неудобство, а пиздец: холодильник разморозится, интернета нет, темно и страшно. В нашем случае электричество отключат максимум на час, люди будут на работе и ничего не заметят. Проявим уважение к читателю — расскажем, зачем отключаем свет и подчеркнем, что проблем не будет:

Как написать полезное объявление

  1. Забота. Подумайте, как ваше объявление поможет жителям дома. Например, подготовит читателей, чтобы они не назначили важный звонок на время, когда свет отключится.
  2. Главное — в начало. Самую ценную информацию пишите в заголовке и первом абзаце. Прямо так и напишите: «Электричество отключат 22 сентября».
  3. Уважение. Не торопитесь извиняться за неудобства. Подумайте, какие именно неудобства и вопросы появятся у читателей. Предложите решение проблем и ответьте на вопросы.
Ctrl + ↓ Ранее