3 заметки с тегом

заварили бизнес

Как превратить сырой материал в историю

В новом эпизоде «Заварили бизнес» рассказываем историю моего друга Сергея Вернигоренко — создателя бренда детской одежды «Микита».

Я давно мечтал попасть на производство — посмотреть, как организуются процессы там, где люди делают что-то очень конкретное, материальное, и не в крафтовом количестве, а в более-менее промышленном масштабе.

Я думал, что это будет история о швейном производстве, а получилось — о том, как бизнес заставляет переиначить собственные мозги.

Но вот в чём сложность. Сергей провёл для меня целую экскурсия по цехам, складу и даже фотостудии. Да-да, фотостудия на швейном производстве. И я, конечно же, всё это записал, а потом стал ломать голову, как подружить историю Сергея с прогулкой по производству.

В интервью Сергей рассказывал, как придумал бизнес, гуляя с сыном по парку в Германии, как запускал бренд, как ссорился с партнёрами, и как запускал новый бренд.

Прогулка же была совсем о другом — Сергей погружал меня в тонкости производства и объяснял, как из мешков с тканью, которые приезжают на склад, получается одежда, которую люди покупают своим детям.

Чтобы разрешить это противоречие, я придумал рассказать в подкасте две параллельные истории: одна история — Сергея, строящего бизнес. Вторая — меня, гуляющего по производству.

Как я это сделал:

  1. Записал экскурсию от начала до конца. На самом деле, я включил рекордер как только подъехал на точку, а выключил — когда снова сел в машину. Это дало много классных звуков, которые стали опорой для сцен.
  1. Разбил экскурсию на сцены. Сцена — это кусочек истории, в котором есть свои начало, середина и конец. Здесь выделить сцены было довольно легко: мы шли от одной комнаты к другой. Каждая комната — сцена со своими декорациями, звуками и действиями. Здесь пригодились звуки, которые подчеркивали движение: шаги по коридору, грохот закрывающихся дверей, характерные звуки цеха.
  1. Описал всё, что смог вспомнить. Во время экскурсии я слушал Сергея, почти не комментируя. Но я старался обращать внимание на окружение: людей, цвета, фактуры, особенности помещения. Если видел что-то, что точно не хотел забыть, — фотографировал. Всё это я описал в сценарии, чтобы слушатель мог максимально ярко представить декорации каждой сцены.
  1. Рассказал экскурсию, как историю. Одних сцен и описаний недостаточно — чтобы всё ожило, нужно добавить действие. История — это цепочка действий, которая ведёт к какому-то логическому завершению. В этой истории действием было наше движение внутри и между сценами.

Вот как это выглядит в сценарии:

Сергей готовит себе эспрессо, и мы отправляемся дальше по коридору. Первая остановка — фотостудия. Это просторное помещение с приглушенным светом. Возле одной из стен стоит стол, за которым сидит фотограф Андрей. Сейчас обстановка кажется очень спокойной — он обрабатывает фотографии. Но, как говорит Сергей, обычно в этой комнате происходит самая главная движуха.

[звучит синхрон из фотостудии, Сергей объясняет, зачем производству своя студия]

  1. Добавил личных впечатлений. Лучший способ заинтересовать — продемонстрировать собственный интерес. Поэтому я решил поделиться в тексте не только описаниями и действиями, но и своими впечатлениями и мыслями по поводу увиденного.
  1. Ввёл историю с экскурсией в качестве экспозиции. Я поставил первую сцену из экскурсии в самое начало истории. По задумке это должно помочь слушателям почувствовать место, познакомиться с героем и предвкусить будущее путешествие. Таким образом мы как бы говорим: «Смотрите, что здесь есть. А теперь я расскажу вам, как оно здесь оказалось».

Всё это помогло найти место для классного материала, который я, было, приготовился выкинуть. А ещё — компактно рассказать не одну, а сразу две истории.

Слушайте:

Подписывайтесь на «Заварили бизнес», чтобы не пропустить новые эпизоды.

 Нет комментариев    62   2 мес   заварили бизнес   нарратив   опыт   подкасты   редактура   сценарий

Небезразличный гражданин

В третьем сезоне «Заварили бизнес» мы решили отойти от привычного формата и поэкспериментировать с формой и содержанием. Теперь мы рассказываем истории предпринимателей из разных уголков страны.

В новом эпизоде мы рассказываем историю Дмитрия Акулина, сооснователя компании «Другие рестораны».

Дмитрий и его команда делают в Ульяновске рестораны, куда люди приходят не только чтобы вкусно поесть. Каждое заведение улучшает городскую среду, собирает вокруг себя сообщество и создаёт увлекательные истории.

Но помогло ли всё это компании пережить карантин? *suspense music* Слушайте :-)

Apple Подкасты

Google Подкасты

Яндекс.Музыка

Castbox

Spotify

YouTube

 Нет комментариев    41   3 мес   анонс   заварили бизнес   подкасты

Новый «Заварили бизнес». Совсем другой

Почти два года назад мы выпустили первый эпизод «Заварили бизнеса».

Всё это время мы рассказываем историю о том, как Саша Волкова строит свой первый бизнес в Москве — без связей, бизнес-образования и космических денег.

Мы рассказываем историю, как есть — без тупых мотивирующих цитат, книжек про успешный успех и всякого «стань лучшей версией себя». Если случается удача — вы слышите, как Саша ликует. Если всё пропало — мы рассказываем и об этом. Настоящая жизнь и Сашин пример мотивируют лучше любых книжек.

Всё это время мы рассказывали истории о том, каково строить бизнес в Москве. Но ведь вокруг есть еще огромная Россиюшка, где, кажется, жизнь и бизнес текут совсем иначе.

Этим летом мы задумали мегапроект — проехать по стране, пообщаться с предпринимателями в разных городах и сделать из этого ютюб-шоу. Этот проект пришлось отложить — не успели найти спонсоров и организовать продакшен.

Тем не менее, идея исследовать, как и чем живут предприниматели в России меня не отпустила. Когда мы готовились к третьему сезону, я вдруг вспомнил, что вообще-то живу в Ульяновске. И, хотя мне иногда и кажется, что этот город находится где-то в параллельной реальности, на самом деле, это Россия. И вокруг меня — множество предпринимателей. И у каждого есть история побед и преодолений.

Я понял, что хочу их услышать, и поделиться ими со слушателями.

В первом эпизоде из этой серии — история Маргариты Егоровой, владелицы маленькой кофейни в центре Ульяновска. На долю Ритиного бизнеса пришлись, кажется, все кризисы десятилетия — от обвала рынков в 2008-м до коронакризиса в 2020. Но, несмотря ни на что, она продолжает работать с высоко поднятой головой.

Для меня работать над этим эпизодом было огромным выходом из зоны комфорта. Обычно мы с Сашей перед записью полчаса продумываем план разговора, вместе определяем поворотные точки. Здесь было совсем иначе: с утра меня осенила мысль поговорить с Ритой, а уже вечером я приехал к ней в кофейню с микрофоном наперевес. Я знал, о чём хочу поговорить, но совсем не представлял, что Маргарита захочет мне рассказать.

В этом эпизоде я постарался максимально приблизиться к звучанию моего любимого шоу — This American Life. Разбирал запись на цитаты, выбирал самое интересное, трижды переписывал сценарий (10 тысяч знаков, шутка ли!), подбирал музыку. Конечно, до This Am Life ещё учиться и учиться — подозреваю, что Айра Гласс и вся команда давно продали душу дьяволу. Но получилось круто.

Слушайте:

P.S. А еще у нас появился канал на Ютубе! Подписывайтесь, если любите слушать подкасты там.

Ну и, конечно, напишите в комментариях — как вам? Очень хочется услышать обратную связь.

 Нет комментариев    25   4 мес   заварили бизнес   подкасты   релиз