3 заметки с тегом

заварили бизнес

Как превратить сырой материал в историю

В новом эпизоде «Заварили бизнес» рассказываем историю моего друга Сергея Вернигоренко — создателя бренда детской одежды «Микита».

Я давно мечтал попасть на производство — посмотреть, как организуются процессы там, где люди делают что-то очень конкретное, материальное, и не в крафтовом количестве, а в более-менее промышленном масштабе.

Я думал, что это будет история о швейном производстве, а получилось — о том, как бизнес заставляет переиначить собственные мозги.

Но вот в чём сложность. Сергей провёл для меня целую экскурсия по цехам, складу и даже фотостудии. Да-да, фотостудия на швейном производстве. И я, конечно же, всё это записал, а потом стал ломать голову, как подружить историю Сергея с прогулкой по производству.

В интервью Сергей рассказывал, как придумал бизнес, гуляя с сыном по парку в Германии, как запускал бренд, как ссорился с партнёрами, и как запускал новый бренд.

Прогулка же была совсем о другом — Сергей погружал меня в тонкости производства и объяснял, как из мешков с тканью, которые приезжают на склад, получается одежда, которую люди покупают своим детям.

Чтобы разрешить это противоречие, я придумал рассказать в подкасте две параллельные истории: одна история — Сергея, строящего бизнес. Вторая — меня, гуляющего по производству.

Как я это сделал:

  1. Записал экскурсию от начала до конца. На самом деле, я включил рекордер как только подъехал на точку, а выключил — когда снова сел в машину. Это дало много классных звуков, которые стали опорой для сцен.
  1. Разбил экскурсию на сцены. Сцена — это кусочек истории, в котором есть свои начало, середина и конец. Здесь выделить сцены было довольно легко: мы шли от одной комнаты к другой. Каждая комната — сцена со своими декорациями, звуками и действиями. Здесь пригодились звуки, которые подчеркивали движение: шаги по коридору, грохот закрывающихся дверей, характерные звуки цеха.
  1. Описал всё, что смог вспомнить. Во время экскурсии я слушал Сергея, почти не комментируя. Но я старался обращать внимание на окружение: людей, цвета, фактуры, особенности помещения. Если видел что-то, что точно не хотел забыть, — фотографировал. Всё это я описал в сценарии, чтобы слушатель мог максимально ярко представить декорации каждой сцены.
  1. Рассказал экскурсию, как историю. Одних сцен и описаний недостаточно — чтобы всё ожило, нужно добавить действие. История — это цепочка действий, которая ведёт к какому-то логическому завершению. В этой истории действием было наше движение внутри и между сценами.

Вот как это выглядит в сценарии:

Сергей готовит себе эспрессо, и мы отправляемся дальше по коридору. Первая остановка — фотостудия. Это просторное помещение с приглушенным светом. Возле одной из стен стоит стол, за которым сидит фотограф Андрей. Сейчас обстановка кажется очень спокойной — он обрабатывает фотографии. Но, как говорит Сергей, обычно в этой комнате происходит самая главная движуха.

[звучит синхрон из фотостудии, Сергей объясняет, зачем производству своя студия]

  1. Добавил личных впечатлений. Лучший способ заинтересовать — продемонстрировать собственный интерес. Поэтому я решил поделиться в тексте не только описаниями и действиями, но и своими впечатлениями и мыслями по поводу увиденного.
  1. Ввёл историю с экскурсией в качестве экспозиции. Я поставил первую сцену из экскурсии в самое начало истории. По задумке это должно помочь слушателям почувствовать место, познакомиться с героем и предвкусить будущее путешествие. Таким образом мы как бы говорим: «Смотрите, что здесь есть. А теперь я расскажу вам, как оно здесь оказалось».

Всё это помогло найти место для классного материала, который я, было, приготовился выкинуть. А ещё — компактно рассказать не одну, а сразу две истории.

Слушайте:

Подписывайтесь на «Заварили бизнес», чтобы не пропустить новые эпизоды.

 Нет комментариев    673   2020   заварили бизнес   нарратив   опыт   подкасты   редактура   сценарий

Небезразличный гражданин

В третьем сезоне «Заварили бизнес» мы решили отойти от привычного формата и поэкспериментировать с формой и содержанием. Теперь мы рассказываем истории предпринимателей из разных уголков страны.

В новом эпизоде мы рассказываем историю Дмитрия Акулина, сооснователя компании «Другие рестораны».

Дмитрий и его команда делают в Ульяновске рестораны, куда люди приходят не только чтобы вкусно поесть. Каждое заведение улучшает городскую среду, собирает вокруг себя сообщество и создаёт увлекательные истории.

Но помогло ли всё это компании пережить карантин? *suspense music* Слушайте :-)

Apple Подкасты

Google Подкасты

Яндекс.Музыка

Castbox

Spotify

YouTube

 Нет комментариев    486   2020   анонс   заварили бизнес   подкасты

Новый «Заварили бизнес». Совсем другой

Почти два года назад мы выпустили первый эпизод «Заварили бизнеса».

Всё это время мы рассказываем историю о том, как Саша Волкова строит свой первый бизнес в Москве — без связей, бизнес-образования и космических денег.

Мы рассказываем историю, как есть — без тупых мотивирующих цитат, книжек про успешный успех и всякого «стань лучшей версией себя». Если случается удача — вы слышите, как Саша ликует. Если всё пропало — мы рассказываем и об этом. Настоящая жизнь и Сашин пример мотивируют лучше любых книжек.

Всё это время мы рассказывали истории о том, каково строить бизнес в Москве. Но ведь вокруг есть еще огромная Россиюшка, где, кажется, жизнь и бизнес текут совсем иначе.

Этим летом мы задумали мегапроект — проехать по стране, пообщаться с предпринимателями в разных городах и сделать из этого ютюб-шоу. Этот проект пришлось отложить — не успели найти спонсоров и организовать продакшен.

Тем не менее, идея исследовать, как и чем живут предприниматели в России меня не отпустила. Когда мы готовились к третьему сезону, я вдруг вспомнил, что вообще-то живу в Ульяновске. И, хотя мне иногда и кажется, что этот город находится где-то в параллельной реальности, на самом деле, это Россия. И вокруг меня — множество предпринимателей. И у каждого есть история побед и преодолений.

Я понял, что хочу их услышать, и поделиться ими со слушателями.

В первом эпизоде из этой серии — история Маргариты Егоровой, владелицы маленькой кофейни в центре Ульяновска. На долю Ритиного бизнеса пришлись, кажется, все кризисы десятилетия — от обвала рынков в 2008-м до коронакризиса в 2020. Но, несмотря ни на что, она продолжает работать с высоко поднятой головой.

Для меня работать над этим эпизодом было огромным выходом из зоны комфорта. Обычно мы с Сашей перед записью полчаса продумываем план разговора, вместе определяем поворотные точки. Здесь было совсем иначе: с утра меня осенила мысль поговорить с Ритой, а уже вечером я приехал к ней в кофейню с микрофоном наперевес. Я знал, о чём хочу поговорить, но совсем не представлял, что Маргарита захочет мне рассказать.

В этом эпизоде я постарался максимально приблизиться к звучанию моего любимого шоу — This American Life. Разбирал запись на цитаты, выбирал самое интересное, трижды переписывал сценарий (10 тысяч знаков, шутка ли!), подбирал музыку. Конечно, до This Am Life ещё учиться и учиться — подозреваю, что Айра Гласс и вся команда давно продали душу дьяволу. Но получилось круто.

Слушайте:

P.S. А еще у нас появился канал на Ютубе! Подписывайтесь, если любите слушать подкасты там.

Ну и, конечно, напишите в комментариях — как вам? Очень хочется услышать обратную связь.

 Нет комментариев    296   2020   заварили бизнес   подкасты   релиз