Как превратить сырой материал в историю

В новом эпизоде «Заварили бизнес» рассказываем историю моего друга Сергея Вернигоренко — создателя бренда детской одежды «Микита».

Я давно мечтал попасть на производство — посмотреть, как организуются процессы там, где люди делают что-то очень конкретное, материальное, и не в крафтовом количестве, а в более-менее промышленном масштабе.

Я думал, что это будет история о швейном производстве, а получилось — о том, как бизнес заставляет переиначить собственные мозги.

Но вот в чём сложность. Сергей провёл для меня целую экскурсия по цехам, складу и даже фотостудии. Да-да, фотостудия на швейном производстве. И я, конечно же, всё это записал, а потом стал ломать голову, как подружить историю Сергея с прогулкой по производству.

В интервью Сергей рассказывал, как придумал бизнес, гуляя с сыном по парку в Германии, как запускал бренд, как ссорился с партнёрами, и как запускал новый бренд.

Прогулка же была совсем о другом — Сергей погружал меня в тонкости производства и объяснял, как из мешков с тканью, которые приезжают на склад, получается одежда, которую люди покупают своим детям.

Чтобы разрешить это противоречие, я придумал рассказать в подкасте две параллельные истории: одна история — Сергея, строящего бизнес. Вторая — меня, гуляющего по производству.

Как я это сделал:

  1. Записал экскурсию от начала до конца. На самом деле, я включил рекордер как только подъехал на точку, а выключил — когда снова сел в машину. Это дало много классных звуков, которые стали опорой для сцен.
  1. Разбил экскурсию на сцены. Сцена — это кусочек истории, в котором есть свои начало, середина и конец. Здесь выделить сцены было довольно легко: мы шли от одной комнаты к другой. Каждая комната — сцена со своими декорациями, звуками и действиями. Здесь пригодились звуки, которые подчеркивали движение: шаги по коридору, грохот закрывающихся дверей, характерные звуки цеха.
  1. Описал всё, что смог вспомнить. Во время экскурсии я слушал Сергея, почти не комментируя. Но я старался обращать внимание на окружение: людей, цвета, фактуры, особенности помещения. Если видел что-то, что точно не хотел забыть, — фотографировал. Всё это я описал в сценарии, чтобы слушатель мог максимально ярко представить декорации каждой сцены.
  1. Рассказал экскурсию, как историю. Одних сцен и описаний недостаточно — чтобы всё ожило, нужно добавить действие. История — это цепочка действий, которая ведёт к какому-то логическому завершению. В этой истории действием было наше движение внутри и между сценами.

Вот как это выглядит в сценарии:

Сергей готовит себе эспрессо, и мы отправляемся дальше по коридору. Первая остановка — фотостудия. Это просторное помещение с приглушенным светом. Возле одной из стен стоит стол, за которым сидит фотограф Андрей. Сейчас обстановка кажется очень спокойной — он обрабатывает фотографии. Но, как говорит Сергей, обычно в этой комнате происходит самая главная движуха.

[звучит синхрон из фотостудии, Сергей объясняет, зачем производству своя студия]

  1. Добавил личных впечатлений. Лучший способ заинтересовать — продемонстрировать собственный интерес. Поэтому я решил поделиться в тексте не только описаниями и действиями, но и своими впечатлениями и мыслями по поводу увиденного.
  1. Ввёл историю с экскурсией в качестве экспозиции. Я поставил первую сцену из экскурсии в самое начало истории. По задумке это должно помочь слушателям почувствовать место, познакомиться с героем и предвкусить будущее путешествие. Таким образом мы как бы говорим: «Смотрите, что здесь есть. А теперь я расскажу вам, как оно здесь оказалось».

Всё это помогло найти место для классного материала, который я, было, приготовился выкинуть. А ещё — компактно рассказать не одну, а сразу две истории.

Слушайте:

Подписывайтесь на «Заварили бизнес», чтобы не пропустить новые эпизоды.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное