6 заметок с тегом

школа редакторов

Про осьминожку навыков

Задание первой недели школы — нарисовать осьминожку навыков. Осьминожка показывает, какие навыки есть сейчас, и как ты планируешь развить их за год.

Использовал задание, чтобы подумать, какие навыки у меня вообще есть, и решить, во что буду вкладываться в ближайший год. Потренировал визуализацию данных, работу с пером в фотошопе и верстку.

Спасибо Илье Семерухину за советы по типографике и верстке.

См. также
Рейтинг Школы редакторов (в Гугле)
Про школу
Зачем учиться

 1 комментарий    171   2016   школа редакторов

Учусь в Школе редакторов

Меня часто спрашивают о школе: чему учат, как проходит обучение, как я там оказался. Рассказываю.

В Школе редакторов учат создавать информационные продукты: сайты, журналы, рассылки, рекламу. В понимании бюро редактор — это капитан корабля. Он формулирует задачу продукта, придумывает решение и организует работу команды.

Чему учат в школе

Чтобы руководить продуктом, грамотно писать недостаточно. Поэтому в школе учат шести дисциплинам.

  • Текст и редактура — как писать сильный текст
  • Типографика и верстка — как подавать информацию красиво и управлять вниманием читателя.
  • Интерфейс и информация — как делать сайты и сервисы, которыми удобно пользоваться.
  • Переговоры и отношения — как общаться с клиентами, вести переговоры и защищать работу.
  • Творчество и право — как оформлять отношения с клиентами, защищать свои права и не нарушать чужие.
  • Управление и результаты — как управлять собой, командой и проектом.

Как проходит обучение

Обучение дистанционное. Курс длится один учебный год и разбит на три ступени. На первой ступени 100 мест, на второй 30, на третьей 10.

Первая ступень — теоретическая. Студенты самостоятельно изучают теорию по видеолекциям, текстовым материалам курсов и книгам, сдают тесты и выполняют практические задания. Общение с преподавателями на первой ступени не предусмотрено. Написать преподавателю можно, но ответ не гарантирован.

Задача первой ступени — помочь студентам освоить теорию, которая необходима для обучения на второй ступени.
Студенты самостоятельно изучают лекции, читают книги и ищут правильные ответы. Первая ступень учит планировать время, чтобы успевать изучать теорию и вовремя сдавать тесты.

На каждой ступени — жесткий отбор. По результатам вступительного задания в школу походят 100 человек, 10 студентов получают бесплатные места. Оценка за вступительное задание определяет место в рейтинге.
По результатам тестов студенты получают баллы. 30 студентов с самыми высокими баллами проходят на вторую ступень, трое получают бесплатные места. Тесты должны быть сданы в пятницу 23:59 по Москве. Если отправить позже, оценка делится надвое. Если опоздать три раза, исключают из школы.

Как узнал о школе

Прошлой зимой я захотел пойти куда-нибудь учиться. Захотелось интересных системных знаний.
Посмотрел программы разных вузов. Вспомнил, что Максим Ильяхов рассказывал про Школу редакторов в рассылке и блоге.

Зашел на страницу школы, почитал и понял, что это вот оно самое. Тут и про текст, и про дизайн, и про управление. Дизайнером я хотел стать лет с тринадцати, когда начал читать «Ководство». Тогда же начал пробовать вести блог.

Мне понравился подход бюро к работе и учебе. Зацепил кодекс бюрошника. Подумал, что было бы круто когда-нибудь пойти к ним учиться, но не пошел. Обучение на первой ступени стоит 40 000 рублей и четыре месяца жизни. Свободных денег не было, времени тоже.

Весной в бюро открылись подготовительные курсы. Задача курсов — познакомить с форматом школы и дать абитуриентам знания, которых хватит, чтобы сделать вступительное задание. По итогам курсов студенты получают до +1 балла к оценке вступительного задания.

К этому времени я уже определился, что хочу заниматься редактурой и дизайном. Курсы длились три недели и стоили 5000 рублей — самое то, чтобы попробовать. По итогам курсов получил +0,75 балла и решил поступать.

Как поступил

Чтобы поступить в Школу редакторов, нужно сделать вступительное задание. В моем наборе было два задания на выбор: сверстать плакат о безопасности в интернете или собрать страничку об одной из теорий устройства Вселенной. Я решил сделать страницу о теории относительности.

Делать задание начал поздно — за неделю до конца приема заявок. Написал статью, сверстал страницу на Бутстрапе. Закончил за 15 минут до дедлайна, не успел сделать иллюстрации, расстроился, что сделал шляпу, но все-таки отправил.

Утром понял, что ошибся и отправил заявку за день до дедлайна. Нарисовал упоротые гифки-иллюстрации, сократил пару абзацев, поправил верстку и стал ждать. Вот что получилось: http://belostotsky.ru/relativity/

Через две недели пришел ответ:

Еще через пару недель узнал, что занял третье место в рейтинге и поступил на бесплатное место.

Учиться сложно и интересно, все как я хотел. На этой неделе два теста и два задания, на прошлой — четыре теста. На первой неделе было интересное задание — расскажу в следующем посте.

 221   2016   школа редакторов

Джим Кэмп. “Сначала скажите ‘нет’”

Узнал об этой книге в 2008 году. Артемий Лебедев рекомендовал ее в блоге как лучшую деловую книгу. Не нашел ее в книжном магазине, скачал из сети, распечатал на домашнем принтере и скрепил большим канцелярским зажимом. Стопка листов A4 до сих пор лежит в шкафу.

В 2008 я читал ее для общего развития. Мне было 16, и деловых встреч я не планировал. Прочел полкниги, запомнил и применял два принципа: всегда давать собеседнику возможность сказать «нет» и задавать открытые вопросы.

В этот раз читал осознанно, чтобы научиться более эффективно общаться с клиентами, коллегами, друзьями и домашними. Кэмп учит, что переговоры это не только про бизнес. Принципы из книги можно применять в общении с друзьями и родственниками, в переписке и рекламе.

Сделал конспект, чтобы было легче возвращаться к главным идеям книги. Конспект знакомит с основными принципами. Чтобы получить полное представление о системе, лучше прочитать книгу целиком.

Избавьтесь от нужды

Чтобы адекватно вести себя на переговорах, следует избавиться от нужды.
Чувствуя нужду, вы теряете контроль и принимаете неудачные решения.

В нашей культуре продавец — всегда зависимая сторона. Покупатель может просто отправиться в другой магазин, но продавец нуждается именно в этой сделке. Поэтому продавец более склонен испытывать нужду во время переговоров.

Важно понять: единственное, что нам действительно необходимо, — то, без чего мы не сможем выжить физически: воздух, вода, пища, одежда, крыша над головой. А также то, что обеспечивает наше интеллектуальное и эмоциональное благополучие: любовь, семья, дружба, любимая работа, хобби и т. д.

Когда вы нуждаетесь в сделке, вы торопитесь завершить ее, торопитесь пойти на компромисс и сказать «да», болтаете лишнее, стараясь понравиться.

Правила

Не бойтесь отказа.

Не болтайте.

Показывайте противнику свои желания, но не демонстрируйте нужду.

Будьте «не в порядке»

«Быть в порядке» — значит чувствовать себя комфортно, следовательно — в безопасности.
Единственный человек, который должен чувствовать себя «в порядке» на переговорах — это ваш противник. Позволяя противнику быть «в порядке», вы начинаете разрушать барьеры. Вы позволяете ему считать, что он контролирует ситуацию.

Правила

Позвольте противнику чувствовать себя «в порядке».

Не пытайтесь выглядеть безупречным. Позвольте себе быть немного недотепой.

Демонстрируйте свои недостатки: забудьте дома визитки, попросите противника одолжить вам ручку или лист бумаги для заметок.

Сначала скажите «нет»

Переговоры и принятие решений начинаются с эмоций. Рациональный ум оправдывает решение уже после того, как оно принято. Эмоции неуправляемы и не должны быть последним словом на переговорах. Система Кэмпа учит переходить от эмоций к решениям.

Самое продуктивное слово на переговорах — это слово «нет». «Нет» — это решение. Оно стимулирует противника задуматься о том, почему он только что сказал «нет». Ответственность за решение помогает противнику сосредоточиться на реальных проблемах переговоров.

«Да» на раннем этапе переговоров опасно — вы недостаточно знаете о том, чего хочет и что думает противник. «Да», сказанное в начале, — это не настоящее решение, потому что противник на самом деле не имеет в виду «да». Услышав положительный ответ в начале переговоров, мы испытываем сильные эмоции. Кажется, что сделка уже в кармане. Мы начинаем чувствовать нужду и теряем контроль.

«Нет» побуждает к обсуждению. Когда противник говорит вам «нет», вы задаете вопросы, чтобы понять причины его решения. Так вы узнаете больше информации о противнике.

Мы боимся сказать и услышать «нет», из-за страха принять неправильное решение, потерпеть неудачу. Быть правым — сильная потребность большинства людей, нужда. Как любую другую нужду, ее нужно преодолеть. Переговоры — это цепочка решений. Если вы приняли неправильное решение, просто примите другое решение, когда наступит время.

Правила

Вы и ваш противник имеете право сказать «нет» в любой момент переговоров.

Помните об этом сами и напоминайте противнику.

Напоминая противнику о праве на «нет», вы помогаете ему принимать взвешенные решения.

Сформулируйте миссию

Миссия — это краткое описание ваших целей, философии и основных принципов, которым вы следуете.
Она напоминает вам о том, зачем вы пришли на переговоры и зачем в конечном счете занимаетесь своим делом. Миссия помогает принимать правильные решения во время переговоров.

Миссия всегда лежит за пределами вашей деятельности и обращена к миру противника.
Власть и деньги не должны быть в центре миссии. Это результаты правильной миссии, а не ее сущность.
В адекватной миссии наш собственный мир должен быть второстепенным.

Миссия формулируется вокруг того, что вы хотите дать противнику, а не того, что вы хотите получить.
Например: «Помочь противнику увидеть, что наше предложение решит его задачи».

Правила

Сформулируйте цели и принципы своего бизнеса.

Формулируйте цели переговоров в мире противника. В чем вы хотите ему помочь?

Хорошее начало миссии: «Помочь противнику увидеть, что…»

Концентрируйтесь на поведении и действиях

Единственное, чем мы можем управлять — собственное поведение и действия.
Мы можем контролировать свои действия, но не можем контролировать их результаты.
Концентрируйтесь на миссии, контролируйте ощущение нужды, не демонстрируйте своих потребностей, позволяйте противнику чувствовать себя «в порядке», не бойтесь говорить и выслушивать «нет».

Правила

Фокусируйтесь на своем поведении и действиях.

Не думайте о результатах переговоров.

Забудьте о счете. Смотрите на мяч, прицеливайтесь и бейте.

Задавайте открытые вопросы

Сила переговоров в вопросах. Задавая правильные вопросы, вы больше узнаете о противнике и помогаете ему самому увидеть и осознать свою проблему.

Закрытые вопросы — те, на которые можно ответить только «да» или «нет». Такие вопросы почти всегда бесполезны.

Правильные вопросы — открытые. Те, которые начинаются со слов «как», «что», «почему», «когда» и т.д.
Открытые вопросы стимулируют мышление противника, помогают ему дать вам больше информации и лучше обдумать свои решения.

Когда кто-то принял основанное на эмоциях решение, ему нужно некоторое время для того, чтобы рационально оценить его, увидеть картину целиком. Задавая противнику вопросы, мы помогаем ему это сделать. Отвечая на наши вопросы, он создает образ, необходимый для принятия решения.

Беседой управляет тот, кто слушает и задает вопросы. Чтобы поддерживать контроль над ситуацией, задавайте вопросы и позвольте противнику говорить. Открытые вопросы на переговорах помогают «включить телевизор» перед мысленным взором противника.

Правила

Задавайте открытые вопросы:

«Какая самая большая проблема стоит сейчас перед вашей компанией?»

«Почему вы отказались от услуг предыдущего агентства?»

«Кто принимает решение о публикации статьи?»

Задавайте вопросы последовательно, один за другим.

Не помогайте противнику ответить на ваш вопрос. Задайте вопрос, замолчите и слушайте.

Заботьтесь о противнике

Заботиться о противнике значит делать все, чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно. Это еще один способ помочь противнику чувствовать себя «в порядке», показать, что вы слушаете и цените то, что он хочет сказать.

Забота проявляется в том, что и как вы говорите. Ваши вопросы и утверждения могут либо выражать заботу, либо наоборот.

Не нужно путать заботу с мягкостью и уступчивостью. Заботиться не значит идти на компромиссы или спасать противника от сложного решения.

Правила

Забота проявляется в невербальном поведении. Держитесь спокойно и расслабленно.

Смех — это способ позаботиться обо всех присутствующих, включая себя самого. Смейтесь над собой.

Когда нервничаете, говорите медленнее, понижайте тон голоса.

Задавайте контрвопросы

Отвечайте вопросом на вопрос, чтобы получить больше информации о противнике.
Так вы всегда будете обсуждать важные для вас вопросы. Это поможет собрать максимум информации и достичь ясного понимания.

Вопросы и контрвопросы помогают нам проникнуть в мир противника и создавать образы перед его внутренним взором.

Правила

Отвечайте вопросом на вопрос.

Контрвопросу должно предшествовать заботливое утверждение:

— Сколько будет стоит сайт?

— Здорово, что вы об этом спросили. Мне хотелось бы лучше разобраться в задаче, чтобы адекватно оценить работу. С какой самой большой проблемой сталкивается ваша компания сейчас?

Если противник интересуется вашим мнением, то, скорее всего, добивается вашего согласия. Не ведитесь:

«Я не успел сформировать собственного мнения. Что вы думаете об этой ситуации?»

Не отвечайте на незаданные вопросы. Задавайте свои.

Никогда не отвечайте на вопрос, которого вам не задавали. Не интерпретируйте утверждение как вопрос. Не реагируйте на заявления, которые не относятся к делу.

Лучшая реакция на незаданный вопрос или провоцирующее замечание — использовать его, чтобы получить дополнительную информацию. Задайте уточняющий вопрос или выдержите паузу, чтобы противник сам пояснил замечание.

Правила

Не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.

Задавайте уточняющие вопросы:

«Что вы имеете в виду?»

«Что я могу для вас сделать?»

«И-и-и?..»

Молча выжидайте, пока противник пояснит свою позицию.

Повторяйте по три раза

Задавайте вопросы и повторяйте важные заявления трижды. Скажите, что собираетесь сказать, скажите это, повторите еще раз то, что вы сказали. Каждый раз вы даете противнику еще одну возможность изменить свое мнение. Вы не пытаетесь трижды закрыть сделку. Вы предлагаете ему три раза сказать вам «нет».

С помощью этой техники мы помогаем противнику рассмотреть разные варианты решения, проверить, оценить или изменить их. Мы даем противнику обдумать ситуацию, рассмотреть ее с разных точек зрения и самостоятельно увидеть, как меняется его позиция.

Правила

Повторяйте важное как минимум три раза.

Напоминайте противнику о праве на «нет».

Помогите противнику взвесить свое решение.

Травите леску

Переговоры похожи на маятник. Чем более сильные эмоции испытывает противник, тем сильнее отклоняется маятник. Если противник слишком сильно отклоняется в позитивную сторону, любые сомнения качнут маятник в крайнее негативное положение. Хорошо подготовленный переговорщик удерживает маятник в как можно более нейтральном, неподвижном положении.

Эта техника помогает контролировать собственную нужду, укрепить право противника сказать «нет», дать ему чувствовать себя «в порядке» и позволяет заключать удачные и взаимовыгодные сделки.

Правила

Если противник в крайне негативном положении, поддержите его негативное решение. Это поможет противнику мыслить рационально, задуматься о причинах своих эмоций.

«Да, все действительно очень плохо. На вашем месте я поступил бы так же»

Если противник в крайне позитивном положении, дайте ему шанс сказать «нет», покажите негативные стороны сделки.

«Реклама в нашем блоге действительно поможет привлечь новых клиентов, но увеличит нагрузку на ваши колцентры. Вы уверены, что ребята справятся?»

Освободите сознание

Освободить сознание значит быть готовым воспринимать новую информацию, установки и эмоции, которыми делится противник. Это основной поведенческий навык переговорщика. Чтобы освободить сознание, нужно избавиться от ожиданий и предположений.

Когда противнику удается вызвать у вас позитивные ожидания, например, думать что сделка будет совершена, он получает контроль над ситуацией. Ожидания превращаются в нужду, и вы не можете мыслить трезво.

Негативные ожидания заставляют нас испытывать сильные эмоции. Такие эмоции изматывают. Негативные ожидания появляются, когда вы беспокоитесь о результате переговоров или имеете дело с человеком или компанией, с которыми всегда было трудно работать.

Правила

Изучите противника перед переговорами.

Когда чувствуете, что победа уже в кармане, или, наоборот, все пропало, делайте перерыв.

Делайте заметки. Это поможет внимательно слушать противника и не отвлекаться на эмоции.

Узнайте боль противника

Боль — это все, что участник переговоров воспринимает в качестве текущей или будущей проблемы. Люди принимают решения для того, чтобы облегчить и устранить текущую или будущую проблему — эту боль.

Правила

Все, что вы предлагаете на переговорах, должно быть обращено к боли противника.

Задавайте открытые вопросы до тех пор, пока противник сам не увидит свою боль.

Невозможно никому ничего доказать. Можно только помочь людям убедиться в чем-то самостоятельно.

Книга входит в список обязательной литературы для студентов школы редакторов бюро.

 1 комментарий    331   2016   книги   конспект   школа редакторов

Ян Чихольд. «Облик книги»

Читаю книги из обязательного списка Школы редакторов.

Ян Чихольд (1902–1974) — европейский типограф, дизайнер и преподаватель. За сорок лет работы обучил несколько поколений художников книги. Спроектировал правила оформления книг для английского издательства «Пингвин-букс», в том числе, тех самых карманных книжек в мягкой обложке.

Формат этих карманных книг стал стандартом для издательств.
Сравните с карманным «Гэтсби» издательства «Эксмо»

«Облик книги» — это сборник эссе и лекций Чихольда о книжном дизайне и типографике.

Я не умею писать рецензии на книги, поэтому просто расскажу о своих впечатлениях и поделюсь заметками.

Книга о книгах

Чихольд учит проектировать книги: подбирать размер полей, оформлять титульный лист, выбирать шрифт и интерлиньяж, оформлять заголовки и абзацы.

Книга иллюстрирует текст

Книга сверстана в соответствии с правилами Чихольда.
Я читал «Облик книги» в библиотеке. Приходил в читальный зал с альбомом для чертежей, линейкой и карандашом.

Замерял размер полей, межстрочное расстояние, кегль, ширину абзацных отступов. Делал чертежи, чтобы разобраться, откуда берутся пропорции:

Забота о читателях

Формат книги, обложка, шрифт и размер полей должны проектироваться так, чтобы книгу было удобно держать в руках, листать и хранить. Удобная книга и выглядит хорошо.

Цитаты

О многоточиях
«Многоточие означает, что несколько букв слова, или одно слово, или несколько слов пропущены.
<...>
Иногда, правда, многоточие, как и тире, свидетельствует о том, что автор не может точно выразить мысль. Часто можно обойтись и без него.
<...>
Но бывает, что многоточие необходимо, оно передает нюансы смысла и интонации. Голос как бы замирает, держась на одной ноте, а перед точкой голос замолкает. Но только талантливому писателю нужны эти полутона, потому что, если слишком часто пользоваться многточием, это превращается во вредную привычку. (Каким неопределенным стало бы это предложение, если бы я в конце поставил три точки! Я написал то, что я хотел и мог сказать, а поставив многоточие, я удерживал бы читателя на этом поле, посылая его искать другие цветы. Если я думаю, что все цветы уже сорвал сам, то невежливо отправлять читателя на поиски.)»

Про «выделить жирным»
«Во многих газетах выделяются полужирным шрифтом части фраз или целые фразы, но когда выделяют чуть ли не половину слов, читателю, если он хочет что-то понять, это мешает. Более того, ему кажется, что его принимают за слабоумного»

Книга будет полезна дизайнерам и редакторам. Научит думать о читателе и понять, как и почему устроены книги.

Книга в магазине Студии Лебедева.

 133   2016   книги   школа редакторов

Вступительное задание для Школы редакторов

Сделал вступительное задание для Школы редакторов — рассказал о теории относительности простыми словами.

Разобрался в теме и теперь немного понимаю, из-за чего весь сыр-бор.
Статью верстал в Бутстрапе, гифки делал в Фотошопе.

Теперь жду письмо из Хогвартса и по десять раз в день обновляю страничку Школы.

Разобраться в теме помогли:

 2 комментария    103   2016   школа редакторов

Учусь на подготовительных курсах Бюро Артёма Горбунова

Друзья часто обращаются ко мне, когда ищут специалистов: дизайнеров, копирайтеров, переводчиков, верстальщиков, грузчиков, джава-разработчиков. У меня много знакомых, и часто получается посоветовать подходящего человека.

Задумался, для какой задачи могли бы посоветовать меня, и не придумал такой ситуации.

Потому что советуют специалистов

Специалисты — это ребята, которые хорошо разбираются в одной теме и ориентируются в смежных. Они выглядят так:

Что за тема с осьминогами

Каждое щупальце — навык. Чем длиннее щупальце, тем сильнее навык. У специалиста есть один-два основных навыка, которые его кормят.

А вот так выглядят ребята вроде меня:

Этот осьминог разбирается во всем понемногу. Его специальность сложно описать. Когда и кому его советовать — не понятно.

Я интересуюсь дизайном и писательством 10 лет: слежу за тематическими блогами, читаю книги, отличаю плохое от хорошего. Но никогда всерьез не думал стать дизайнером или редактором. Дизайнил что-то для себя и друзей, начинал и бросал вести блог, писал статьи, но никогда не пробовал сделать это своей профессией.

Я хочу научиться делать полезные информационные продукты. Для этого нужно быть человеком «два в одном»: дизайнером и редактором. Решил пойти учиться, чтобы стать крутым спецом.

Бюро готовит дизайнеров в Школе стажеров и редакторов в Школе редакторов.

Первая ступень Школы длится 3 месяца и стоит 40 000 рублей. 10 человек с лучшими вступительными заданиями учатся бесплатно.

Перед тем как ввязываться в такую историю, неплохо бы попробовать лайт-версию.

Подготовительные курсы идут 3 недели и стоят 5 000 рублей. На курсах студенты знакомятся с форматом обучения на первой ступени и получают знания, которые помогут сделать вступительное задание:

Базовые знания и инструменты

Тема Преподаватель
Дизайнерская гигиена. Основные ошибки дизайнера Нозик
Редакторская гигиена. Основные ошибки в тексте Ильяхов
Горячие клавиши. Как работать в десять раз быстрее Бирман
Управление собой. Как находить время, справляться
с задачами, совмещать работу и учебу
Товеровский

Рассказ о себе

Тема Преподаватель

|Текст о себе. О чём и как писать
на личном сайте.
На что смотрят в Школе стажёров
и Школе редакторов |Ильяхов и Горбунов |

|Подача портфолио. Где публиковать,
как оформлять, чего нельзя делать |Нозик |

|Горячие клавиши. Как работать в десять раз быстрее |Бирман |

|Как начать зарабатывать дизайном и редактурой |Синельников |


Вступительное задание

Тема Преподаватель
Разбор заданий прошлых наборов:
проблемы с работоспособностью
Горбунов
Проблемы с вёрсткой Нозик
Проблемы с текстом Ильяхов
Как успеть сделать вступительное задание,
не жертвуя качеством
Товеровский

Студенты самостоятельно изучают материалы курсов по иллюстрированным гуглдокам и сдают тест в конце каждой недели. По результатам тестов получают до +1 балла к оценке вступительного задания в Школу стажеров и Школу редакторов.

Вчера закончилась первая неделя лекций. Понравились лекции Ильи Бирмана по горячим клавишам Фотошопа и Николая Товеровского по управлению собой. Остальное оказалось знакомым по «Советам» и рассылке Главреда.

Тест сдал на 39 баллов из 45.

Поделюсь впечатлениями о втором блоке лекций на следующей неделе.

 2 комментария    473   2016   дизайн   редактура   школа редакторов   школа стажеров