Журнал

Как перестать стесняться своего голоса в записи

Идеи
Никому не нравится, как звучит их голос в записи. По крайней мере, поначалу. Вот, что с этим делать.

Начнем, как полагается, с истории.

Когда мне было 6 лет, я впервые услышал свой голос через динамик маленького кассетного диктофона. В детстве я не выговаривал «л» и «р», и, в целом, говорил очень невнятно, поэтому папа предложил мне тренироваться с диктофоном.

Говорить что-то в пластиковую коробочку было само по себе смешно и неловко — кажется, первые два-три тейка я только ржал. К четвертому дублю я таки собрался с мыслями и зачитал какое-то стихотворение из книжки. Самое страшное случилось, когда я нажал Play — вместо меня стихотворение декламировала какая-то отвратительно картавящая девчонка.

Я тогда сказал папе, мол, ничего себе, как диктофон меняет голос. И тут меня ждал еще один шок — папа сказал: «Да не, это хороший диктофон, ты вот примерно так и звучишь». После этого открытия мне хотелось больше никогда ничего никому не говорить и уж точно не приближаться к звукозаписывающей аппаратуре.

Кажется, похожие вещи происходят со всеми начинающими подкастерами. Сначала ты садишься перед микрофоном, глупо хихикаешь, потом собираешься с мыслями, что-то записываешь, слушаешь, ужасаешься и думаешь «больше никогда».

Вот, почему это происходит.

Во-первых, говорить что-то в микрофон наедине с собой — не самое естественное занятие для психически здорового человека. Представьте, что бы подумал человек из 1822 году, увидь он ваши мучения. Почему этот человек говорит сам с собой в какую-то палку? Нормально, что поначалу вы чувствуете себя глупо. На самом деле с вами все в порядке.

Во-вторых, обычно мы слышим себя не только (и не столько) ушами. До того как голос вместе с воздухом выходит из нашего рта и возвращается к нам в уши, он заставляет вибрировать кости нашего черепа, кожу, внутреннее ухо. И вот эту сумму вибраций — внутренних и внешних — мы и воспринимаем как свой голос. А вот окружающие люди, как и микрофоны, слышат нас только снаружи. Поэтому голос на записи кажется таким чужим.

Что с этим делать:
  1. Расслабиться. Если окружающие обычно не разбегаются в ужасе как только вы открываете рот и понимают, что вы говорите, то с вами все в порядке. Возможно, ваш голос не вызывает у слушателей стабильных мурашек и бабочек в животе, но он достаточно хорош, чтобы вас слушать.
  2. Замедлиться. Обычно, когда мы волнуемся, мы начинаем тараторить. Особенно, если сомневаемся не только в своем голосе, но и в качестве и важности того, что хотим сказать. Поэтому полезно во время записи стараться говорить чуть медленнее обычного. Тогда, скорее всего, на записи вы услышите свой нормальный темп.
  3. Купить эспандер. Да-да, обычный эспандер для рук. Этот лайфхак я подсмотрел у моего друга Льва Пикалева. Эспандер поможет вам справиться со звуками-паразитами («эээээ…», «аааа…»), если они у вас есть. Звуки-паразиты возникают, когда нам нужно время, чтобы сформулировать мысль. Паузу хочется чем-то заполнить поэтому мы начинаем мычать. Жамкать эспандер — прекрасная (и бесшумная) альтернатива.
  4. Практиковаться. Чтобы быстрее привыкнуть к своему голосу, тренируйтесь. Хотя бы раз в неделю садитесь перед микрофоном и говорите что-нибудь в него. Можете вести аудиодневник, рассказывать о том, что вас бесит или, наоборот, радует. Для этих целей вполне подойдет диктофон в телефоне. Главное — слушайте эти записи. Если у вас есть юсб-микрофон с выходом на наушники — подключайте их и слушайте свой голос в реальном времени.

Очень скоро вы привыкнете формулировать мысли, сидя перед этой странной металлической штукой и перестанете отличать свой голос в записи от обычного.

Конечно же, голос, дикцию и речь в целом можно и нужно прокачивать. Поэтому в одном из следующих постов расскажу о каналах и курсах, где учат говорить красиво. Не переключайтесь.
Made on
Tilda