Как работать по оферте
На позапрошлой неделе я спрашивал вас, как работать с клиентами по оферте. Спасибо всем, кто пришел в личку и в фейсбук с советами — вы мне очень помогли. Рассказываю, что из этого вышло.
Когда я решил работать по оферте, у меня было два вопроса:
- какое действие клиента считать акцептом,
- как прописать в оферте условия, которые заменят бумажный акт.
Объясню, откуда взялись эти вопросы.
Что такое акцепт
Оферта — это приглашение к заключению договора. Когда я отправляю клиенту оферту, я как бы говорю: «Смотри, вот условия, на которых мы можем поработать вместе». После этого у клиента два варианта: он может оферту принять, либо отклонить.
Чтобы оферта считалась принятой, клиент должен выразить свое согласие каким-то однозначным образом. Это действие называется акцептом.
Например, когда вы покупаете товар в интернет-магазине, вы ставите галку «Согласен с условиями оферты» — с этого момента ваши отношения с магазином регламентированы условиями договора.
Что считать акцептом — прописывают в самой оферте. Например, в шаблоне оферты Владимира Беляева формулировка такая:
«Договор считается заключённым на неопределённый срок с момента акцепта оферты: оплаты оказанных услуг или получения уведомления об акцепте по электронной почте или на сайте»
Мне эта формулировка подходит: клиент перевел деньги или написал «ок» на почту — значит всё хорошо, работаем.
Как быть с актами
В договоре обязательно должны быть прописаны условия приемки работ или услуг. Это нужно обеим сторонам: исполнителю — чтобы быть уверенным, что у клиента нет претензий, клиенту — чтобы в случае проблем вы довели работу до конца.
Обычно для этого используют акты. Акт — это документ, который подтверждает, что услуги были оказаны, а работы — выполнены. В бумажном мире это работает так: вы распечатываете два экземпляра акта, подписываете их и отправляете клиенту. Если клиент согласен, что всё ок, то подписывает акт и возвращает его вам. С этого момента вы друг другу ничего не должны.
В шаблоне Беляева есть такая формулировка:
«Исполнитель и клиенты не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг»
Я работаю с полной предоплатой, поэтому мне такая формулировка не подходит — клиент не может принять работу до того, как я ее сделаю.
В фейсбуке посоветовали написать, что услуги оказаны в полном объеме, если клиент не выразил претензий в течение пяти дней. Так я и сделал:
«Исполнитель и клиенты не подписывают акты. Оплата и отсутствие претензий в течение пяти рабочих дней с момента оказания услуг подтверждает качество услуг»
Еще я добавил строчку о том, что согласовывать условия мы с клиентом можем не только по почте, но и в мессенджерах: в фейсбуке, «Вконтакте» и телеграме. Всё остальное оставил, как было в шаблоне.
Было | Стало |
Распечатываем по экземпляру договора | Отправляю клиенту ссылку на оферту |
Подписываем каждый со своей стороны | Клиент говорит «ок» |
Обмениваемся сканами или фото договора | Согласовываем цену в почте или мессенджере |
Клиент переводит деньги | Клиент переводит деньги |
Я делаю работу | Я делаю работу |
Отправляем друг другу бумажные копии | Нет претензий — работа сделана |
Если есть вопросы — задавайте.
Если хотите себе такую оферту — забирайте.
Если нашли дыру в моей оферте — поделитесь.